Неснова Ольга

К вопросу о том, почему важно уважать ребёнка


Эссе по книге Марии Монтессори "Дети – другие"

Прошло достаточно много времени с тех пор, когда Мария Монтессори вела активную деятельность, пропагандируя передовые идеи о том, как следует обращаться с детьми. Казалось бы, учитывая ту скорость развития науки, техники, а также общества, которая присуща современному миру в последние 100 лет, методы воспитания детей должны были бы соответственно развиваться. В какой-то мере они действительно развились, однако ещё далеко не все идеи Монтессори воплощены в жизнь, тем более не воплощены повсеместно, и слишком много ещё остаётся в мире взрослых, которые не осознают того, какую пользу они могли бы принести своему ребёнку.

С развитием цивилизации, права ребёнка были признаны и охраняются законодательствами многих стран, в той или иной степени. В больницах, государственных учреждениях, частных домах тело маленького ребёнка окружено заботой, вниманием и бережным отношением. Это одна из вещей, к которым призывала Монтессори и которые реализованы на данный момент, что не может не радовать, поскольку свидетельствует, что мир в своём отношении к детям не стоит на месте, и пусть не так быстро, как хотелось бы, но развивается в направлении, указанном Монтессори. Однако во многих аспектах взрослым ещё только предстоит, прежде всего, осознать, а затем и освоить, как обращаться с ребёнком.

Одна из таких областей – это бережное отношение не только к телу, но и душе ребёнка. "Заключённая в темноту душа старается попасть на свет, родиться, чтобы расти и оживлять снова и снова свою упрямую плоть до тех пор, пока она со стремительной силой не пробьётся к свету сознания. Но её поджидает существо, обладающее чудовищной властью, которое тут же запаковывает ребёнка и своими грубыми движениями может едва ли не раздавить его – это взрослый", – пишет Монтессори. Как правило, без злого умысла, по незнанию, взрослые не дают "расправиться" душе ребёнка, подавляют её, и пытаются при этом решать проблемы общества, состоящего из людей с "нерасправившимися" душами, причём решают эти проблемы не в той области, где они зарождаются – в области детства, а в тех сферах, где видны только следствия.

Надо признать, что в настоящее время в развитых странах и просвещённых семьях есть тенденция бережного отношения к душе ребёнка. Однако важно помнить о том, что бережно относиться и уважать ребёнка – это совсем не одно и то же. 

Часто взрослые заботятся о детях, любят их и проявляют эту любовь, при этом сознательно или подсознательно считая ребёнка эдаким "недовзрослым". При таком отношении в парадигме "взрослый – ребёнок" взрослый всегда оказывается полноценным существом, а ребёнок – неполноценным, некоей "заготовкой" будущего полноценного существа. И чем старше ребёнок, чем ближе он к состоянию взрослости, тем, в глазах взрослого, он меньше - "недо", тем выше его субъективная и объективная ценность.

Очень многим взрослым не интересно общаться с детьми, если они младше определённого возраста, даже многие педагоги предпочитают работу с более старшими детьми. Их, конечно, можно понять: до определённого возраста ребёнок сконцентрирован на освоении своего тела, движения, знакомстве с миром. Он как бы погружён в собственные ощущения и действия, и пока ещё не может и не хочет общаться так, как это могут делать более старшие дети и взрослые.

К тому же, у ребёнка ещё нет сформировавшейся личности, она находится в стадии формирования, а поскольку взрослые общаются с личностями друг друга, они не видят опору для общения в маленьком ребёнке. Я думаю, что несформировавшаяся личность ребёнка – одна из причин, по которым взрослые не испытывают именно уважения к ребёнку, ведь уважать, на их взгляд, по сути пока ещё некого. И это является свидетельством ограниченности восприятия взрослых. Они воспринимают то, что привыкли воспринимать в других взрослых людях, да и зачастую в самих себе тоже: тело и личность. И поскольку ребёнок не обладает в полной мере вторым, то и относиться к нему, его деятельности с уважением будто бы и не обязательно. Меня восхищает то, что Мария Монтессори смогла увидеть, открыть в ребёнке ценность того, что он собой представляет на данный момент, будучи ещё ребёнком. Она говорила о ценности самого процесса становления человека человеком, и уважение, бережное отношение, поддержка взрослого должны быть направлены на существо, которое является субъектом и одновременно творцом этого процесса. Не взрослый творец своего ребёнка и будущего взрослого человека, а сам ребёнок, - это подчёркивала Монтессори, и это очень важно понимать, чтобы перенести фокус внимания с взрослого (самого себя) как субъекта, который занят важным делом – растит ребёнка – на истинного субъекта, который на самом деле занят этим важным делом – растит самого себя.

На мой взгляд, крайне актуально взрослым снять с собственной головы корону занятого важным делом человека и начать относиться с уважением к громадной работе, которую проделывают дети, творя самих себя через познание мира вещей и людей, выстраивание связей и отношений. Роль взрослого в этом процессе состоит в том, чтобы, заботясь о безопасности, здоровье ребёнка, предоставляя ему поддержку, – предоставлять необходимые условия и не мешать творить себя. А также, как заметила Монтессори, отказаться от своего собственного ритма, от своих привычных целей в пользу ритма и целей ребёнка. Такое бережное, уважительное отношение к тому, что ребёнок собой представляет, к его деятельности приведёт к тому, что импульсы, заложенные природой или Богом в человеке, свободно проявятся, душа человека расправится, и сам человек как бы расправит крылья, и таким образом люди станут более совершенными существами, и общество избавится от тех социальных проблем, которыми "болеет" в настоящее время.



Комментариев нет!

личный кабинет
 
 

Личный кабинет

Ошибка! Для просмотра своего профиля необходимо войти на сайт.