Горбанёва Ирина

Ребенок в семье – чистый лист


Решив изучать педагогическую систему Марии Монтессори я даже не представляла, сколько удивительных открытий ждет меня впереди.

Как человек, не имевший пока никакого отношения к профессии педагога, и рассуждающий скорей как мать школьника и бывшая школьница, могу сказать, что традиционная система образования, существующая в странах – бывших республиках СССР (имела несчастье столкнуться с этим в России, Беларуси и Казахстане) калечит личность и психику ребенка и обрекает на постоянную борьбу с комплексами, страхами, неконтролируемой агрессией, с отвращением к любой форме обучения и с многими другими негативными последствиями.

Как человек, имеющий психологическое образование, не могу не удивляться, почему официальная педагогика игнорирует достижения современной науки в отношении закономерностей физического, психического, нейрофизиологического развития ребенка. Даже если эти достижения учитываются в теории, то на практике не применяются. На этом фоне принципы системы Монтессори, разработанные почти 100 лет назад, выглядят абсолютно естественными, логичными, рациональными и гуманными.

Подробнее хотелось бы остановиться на взглядах Марии Монтессори на насилие по отношению к ребенку в семье. Ведь за эти 100 лет у нас ничего не изменилось. Страны Западной Европы ушли далеко вперед в этом отношении. Не могу не вспомнить недавно услышанную от подруги, живущей и воспитывающей детей в Голландии, старинную голландскую мудрость «детей нужно растить по принципу трех R : Reinigheit (чистота), Rust (покой), Regelmaat (регулярность)”. Сейчас этого конечно не достаточно. Но у нас в отношении к детям нет даже таких принципов. «Ни одна социальная проблема не является столь универсальной, как угнетение ребенка. … - пишет Мария Монтессори. – Ребенок подавлен взрослым…. Почти вся так называемая воспитательная работа пропитана идеей о насильственной адаптации ребенка к миру взрослого. Такая адаптация основана на полном повиновении, ведущем к отрицанию личности ребенка. При этом ребенок становится объектом оскорбления и грубого обращения, которого сам взрослый никогда не вынес бы. Такое отношение к ребенку глубоко укоренилось даже в семьях, где детей горячо любят.» Эти слова обезоруживают и шокируют свой справедливостью. Ведь традиционное воспитание маленьких детей, принятое в нашей культуре, имеет по сути единственную цель – сделать детей удобными для нас, взрослых. У нас детей учат уважать старших, но при этом нет понятия, что к детям тоже надо относится с уважением. Очевиден факт, что дети учатся не на том, что мы им говорим, а на нашем примере, на наших действиях, поведении. Итог –люди не умеют уважать друг друга – замкнутый круг.

В результате дети смиряются и вырастают безвольными, безынициативными, безразличными либо, взбунтовавшись, так и продолжают на протяжении своей жизни воевать со всем миром. Именно поэтому среди нас так мало самодостаточных, гармоничных людей, способных сделать себя и своих близких счастливыми, быть полезными себе и обществу. На этом фоне мысль о родительской любви звучит абсурдно. Но ведь любой благополучный (в традиционном понимании) родитель скажет, что безумно любит своего ребенка и делает все из любви и для его же блага. Мария Монтессори пишет, что положение ребенка в семье хуже рабочего, хуже слуги и даже хуже раба! Разве это не так? Нарушаются даже базовые потребности детей – режим питания ориентирован не на естественные потребности и аппетит, а на удобство и представления мамы, когда и сколько должен съесть ребенок. Ребенка одевают не в соответствии с особенностями его теплообмена, а в соответствии с личными ощущениями. И так далее. Тут уж не до свободы личности. Получается, мы не умеем по другому, цивилизованно любить своих детей. Не ориентируясь на их потребности, не развивая в них индивидуальность, не воспитывая личность, чего мы боимся?

Даже те, кому удается воспитывать детей с уважением в рамках своей семьи, в большинстве, принимают факт унижения и отрицания личности ребенка в традиционной школе.

Мария Монтессори пишет, что ребенок как человеческое создание, как личность – чистая страница в истории человечества. Удивительно, что в нашей культуре эта страница до сих пор не заполнена.

Я думаю, что закостенелость системы образования, отсутствие ориентации на интересы ребенка и на требования современного мира имеет корни в родительском безразличии и бездействии, в страхе перед чем-то новым, другим. Легче плыть по течению, чем посмотреть на жизнь критично, взять на себя ответственность и бороться с отжившими системами и стереотипами.



Комментариев нет!

личный кабинет
 
 

Личный кабинет

Ошибка! Для просмотра своего профиля необходимо войти на сайт.